Чем грозит недогрев двигателя? Как мыть радиатор? Помпу менять? — Система охлаждения в вопросах и ответах
– Может ли сетка в решетке радиатора и в воздухозаборнике бампера ухудшить охлаждение двигателя?
– Если это не перфорированный щиток, а именно сетка с тонкими, редко расположенными нитями, она не затрудняет приток воздуха. Зато в значительной степени задерживает пух и грязь, которые постепенно забивают соты радиатора, приводя к перегреву двигателя. Кроме того, сетка может остановить летящий камень, способный пробить радиатор.
– Можно ли мыть сильно забитый грязью и пухом радиатор?
– Мыть под давлением крайне нежелательно – напором воды можно загнуть мягкие соты радиатора. Его нужно снять и примерно на сутки положить в ванну с моющим раствором, после чего аккуратно промывать со стороны двигателя. Однако для отечественных автомобилей порой выгоднее купить новый радиатор.
– В чем разница между сборным и паяным радиаторами? Какой из них лучше?
– Разница в соединении трубок со стенками верхнего/нижнего или боковых коллекторов. В сборных трубки вставляются в стенки коллекторов через уплотнительные кольца, видимые снаружи. В паяных соединения трубок со стенками коллекторов выглядят как единое целое. У сборных радиаторов трубки почти всегда круглого сечения, у паяных – обычно плоскоовального.
– Как после ухода именитых западных брендов найти более доступный, при этом качественный аналог оригинального радиатора среди множества неизвестных марок и ноу-нейма?
– Выбирать надо среди давно присутствующих на рынке брендов, которые специализируются на компонентах системы охлаждения и хорошо себя зарекомендовали. Если потратить немного времени на изучение вопроса, такие найдутся. Кроме того, индикатором качества является срок гарантии.
– Нужно ли принудительно менять помпу при замене ремня ГРМ?
– Обычно даже оригинальная помпа не выхаживает ресурс второго ремня – начинает течь или шуметь подшипниками. А поскольку она приводится ремнем ГРМ, в стоимость замены помпы входит работа по замене ремня. Чтобы не оплачивать ее дважды, при замене ремня состояние помпы надо как минимум тщательно проверять. А по-хорошему – менять ее.
– Друг за другом: потек радиатор, рванул расширительный бачок, лопнул патрубок радиатора отопителя салона. Что может быть причиной?
– Скорее всего, заклинил клапан в крышке расширительного бачка, не позволяя воздуху выходить наружу при расширении ОЖ. Давление в системе начинает расти, и «где тонко, там рвется». Чтобы не участвовать в «гонках на эвакуаторе», клапан надо проверять на каждом ТО с помощью специального приспособления либо профилактически менять крышку бачка каждые 3–4 года.
– Прошлой зимой указатель температуры двигателя не доходил до привычной отметки, а салон долго прогревался. Не вредно ли это?
– Судя по симптомам, клапан термостата заклинил в открытом положении, и антифриз циркулирует по большому кругу системы охлаждения, не позволяя мотору на холоде прогреваться до рабочей температуры. Долгая езда с недогревом двигателя приводит к отказу нейтрализатора и многократно ускоренному износу двигателя. Заменить термостат надо как можно быстрее.
– У меня Lexus RX II 2004 года выпуска. Из-за того что часто езжу по бездорожью, пришел в негодность радиатор охлаждения АКП. Цена на оригинал доходит до 140 тысяч, заменителей нет (что очень странно, с другими агрегатами такой проблемы нет). Можно ли установить универсальный радиатор либо похожий от Hyundai Sonata?
– Параметры радиатора охлаждения АКП рассчитываются автопроизводителем по множеству параметров – от объема масла в коробке передач до скорости его циркуляции по магистрали. Производители неоригинальных радиаторов стараются повторять характеристики оригинальной детали, предназначенной для конкретной модели и модификации автомобиля. А вот установка универсального или предназначенного для другого автомобиля радиатора – это самовольное изменение конструкции, рекомендовать которое я не возьмусь..
– Скажите, правда ли, что в ОЖ добавляют специальный состав, чтобы видеть утечку ОЖ в свете УФ-фонарика?
– Производители ОЖ по своему усмотрению могут (но не обязаны) добавлять в антифриз флуоресцентный индикатор утечек, видимый в свете ультрафиолетового фонарика.
– Можно ли смешивать ОЖ различных производителей с одинаковыми допусками? Например, G12 SWAG красный и G12 Lukoil красный?
– Теоретически, все антифризы одного класса – например, G12 – должны иметь одинаковый химический состав, поэтому совместимы друг с другом. Но без проведения химического анализа гарантировать это невозможно. Поэтому есть общее правило: для долива в пути следует использовать антифриз того же класса, который залит в систему охлаждения. Однако при первой же возможности следует заменить полученный «коктейль» антифризом от одного производителя. Учитывая большой разброс качества представленных на рынке ОЖ, антифриз следует выбирать на основе независимых тестов
Кстати, цвет антифриза – это всего лишь краситель, призванный сообщить о ядовитости жидкости и о местах ее утечек. При этом единого стандарта цветов окраски ОЖ определенных классов не существует – цвет антифриза может быть любым. Поэтому выбирать ОЖ надо не по цвету, а по требуемому автопроизводителем допуску.