Перевозки из Китая подорожали. Что будет с ценами на машины и запчасти?
Перевозки из Китая подорожали. Что будет с ценами на машины и запчасти
Что будет с ценами на авто после подорожания доставки из Китая оценили экcперты.
Резкий рост стоимости фрахта контейнеров со стороны Китая может отразиться на цене автомобилей и автозапчастей.
Перевозки автомобилей и автозапчастей контейнерами из Китая в Россию и Белоруссию стали стоить существенно дороже. Китайцам пришлось поднять тарифы в связи с сокращением числа свободных контейнеров и чрезвычайно высоким трафиком товаров через границу. Корректировке подверглись цены как на морские, так и на железнодорожные перевозки. Тару под загрузку для России оказалось сложно довезти в Китай из-за ограничений со стороны РЖД. Зафиксированный рост цен на контейнерные перевозки стал самым сильным за последние 1,5 года.
По словам основателя и старшего партнера компании Optimalog Георгия Властопуло, китайские компании стали повышать тарифы на железнодорожные и морские перевозки из-за нехватки оборудования и желания заработать. 40-футовые контейнеры, находящиеся в собственности у операторов, в мае стали поставляться в Москву в среднем дороже на $300, однако в ряде случаев речь может идти о повышении цен на $500–800, а с Белоруссией — на $800–1 500.
Чем это грозит авторынку и автовладельцам
Контейнеры активно используются перевозчиками для доставки из Китая и других стран по морю и по железной дороге как автомобилей целиком, так и комплектующих к ним. При этом, как подчеркнул в беседе с РБК Георгий Властопуло, сейчас наблюдается дисбаланс между импортом и экспортом: в Россию контейнерами завозится много товаров, а вывозится мало. Это негативным образом влияет на оборачиваемость тары: «крайне мало контейнерного экспорта» и наблюдаются «запруженные пустыми контейнерами терминалы». Основная часть поставок продукции автопрома идет из Китая или через него.
В России до 45 дней увеличился срок поставки импортных автозапчастей
У владельцев китайских машин в России возникли проблемы с запчастями
По словам опрошенных специалистов, повышение стоимости фрахта контейнеров может отразиться на стоимости перевозимых товаров. Нельзя исключать и роста сроков поставок машин и комплектующих. Однако напрямую сроки поставок и цены не связаны.
Масштабы подорожания ввозимых в Россию из Китая автомобилей контейнерами нетрудно рассчитать. В 40-футовый контейнер гарантированно поместятся лишь две машины: длина тары — чуть более 12 метров. Если за нижнее значение принять подорожание фрахта на $300 на контейнер, то каждая машина, перевезенная в нем, вырастет в цене на $150 или чуть менее чем на 13 500 руб. По верхней планке в $1 500 за фрахт речь идет о 68 000 руб. на каждую машину.
По оценкам опрошенных автодилеров подорожание машин из-за повышения стоимости фрахта окажется безболезненным для покупателей более дорогих автомобилей. По их словам, поскольку импортировать в Россию автомобили дешевле 2-3 млн руб. смысла не имеет, целевая аудитория может даже не заметить повышения цен. Например, директор департамента продаж новых автомобилей «РОЛЬФ» Николай Иванова считает, что речь идет о дополнительных 20–40 тыс. руб. на одну машину.
«Подорожание на 20–40 тыс. руб. на один фрахт растворяется в стоимости автомобиля, и в конечном прайсе клиенты этого не ощущают. Как правило, на экваторе года производитель поднимает цены на 1–2% и, в том числе, туда может быть зашит и фрахт. Какого-то глобального влияния на рынок не наблюдаем», — сказал Иванов.
Как сильно вырастут в цене автокомпоненты
По запчастям и комплектующим расчет выполнить сложнее. Однако, по словам Ильи Плисова, о действительно масштабном подорожании или о предпосылках к дефициту запчастей сейчас говорить не приходится. Более того, эффект от изменения стоимости перевозок не будет мгновенным: он растянется, как минимум, на 2–3 месяца.
«Мы рассматриваем несколько направлений: это Китай — железная дорога, Китай — море, Индия, Эмираты, Иран, Турция. И не видим нигде проблемы, кроме одного направления — это Китай ж/д», — уточнил Илья Плисов. По оценкам специалиста, фрахт 40-футового контейнера подорожал в среднем на $1 300: с прежних $6 000 до $7 300.
По его оценкам, из перевозимых контейнерами запчастей и комплектующих наибольшие шансы вырасти в цене у товаров с невысокой удельной стоимостью — вроде фильтров. А также у крупногабаритных товаров — например, у целых автокузовов. Однако, как уточнил Плисов, даже если кто-то вложит эту стоимость в цену запчасти, рост произойдет лишь через 2–3 месяца: редко кто закладывает это сразу.
«Никто цену не поднял, а ты поднял — так никто не делает. В ближайшее время точно ничего не ожидаем. Повлияет ли это через 2–3 месяца? Скорее нет, потому что «железка» — не самая распространенная история для такого типа товаров», — конкретизировал эксперт.
В логистической компании Free Road обратился за комментарием, ограничились предположением, что стоимость перевозимых в контейнерах товаров возросла. Также в компании добавили, что из Китая фрахты на прямой железнодорожный сервис растут еженедельно. Кроме того, существует проблема со значительной (до 3–4 недель) задержкой выхода поездов с китайских станций. В этой связи импортеры рассматривают альтернативные варианты доставки, такие как автомобильный, что существенно дороже железнодорожного сервиса.
Сохраняется ли дефицит
Рынок автомобилей и автокомпонентов в России пока также остается стабильным. После 2022 года он оказался переполнен расходными материалами: поставщики закупали товары на год вперед. Это привело к стабилизации предложения и к снижению цен. Китайские бренды также развивают поставки деталей: на территории страны уже функционирует, как минимум, три профильных склада, на которые завозят не расходные материалы, а детали для крупного ремонта — фары, бамперы и прочие уникальные компоненты.
«Все, что часто меняется, ломается, ремонтируется на постоянной основе, требует замены раз в полгода, в 30 000 км, все это на складах уже давно», — заверил Плисов. Трудности возможны по отдельно взятым типам автомобилей. Ключевую роль играет страна происхождения: детали для европейских машин везут окольными путями через пару–тройку перекупщиков, чтобы обновить страну происхождения товара и избежать возможных санкций.
Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев отметил увеличение сроков поставки импортных автокомпонентов в Россию: по его оценке, они выросли до 45 дней. Правда, дело не в увеличении стоимости фрахта контейнеров, а в проблемах с платежами между Россией и Китаем, Турцией и ОАЭ. Для сравнения, в 2023 году срок поставки составлял 2–3 недели. Основной причиной проблем с платежами стало ужесточение проверок транзакций иностранными банками в сочетании с трудностями с зачислением средств.
Теперь ремонт по ОСАГО достигает по времени 50 дней. В этот срок включены очередь на станцию ТО, дефектовка, заказ запасных частей и собственно ремонт, а также выставление счета страховой компании.